Российский гуманитарный научный фонд: 04-04-00291а
Сроки выполнения: 2004-2006
Ключевые слова: древнерусская и старообрядческая книжность, археография, текстология, источниковедение, монастырские и крестьянские библиотеки, певческая культура.
Научный коллектив: А.В. Пигин (руководитель проекта), Ф.В.Панченко, В.М.Быкова, Е.Н.Кутькова, Е.В.Плетнева, Л.С.Харебова, Н.В.Савельева.
В настоящее время в различных государственных учреждениях Республики Карелия хранится 224 рукописи (кодексы и отдельные листы) XV-XX вв. Наиболее ценные коллекции принадлежат Национальному архиву Республики Карелия (далее – НАРК) (64 рукописи), Карельскому государственному краеведческому музею (далее – КГКМ) (65 рукописей) и музею-заповеднику «Кижи» (49 рукописей). Небольшие коллекции имеются также в Научной библиотеке Петрозаводского государственного университета (далее – НБ ПетрГУ) (20 рукописей), Национальной библиотеке Республики Карелия (далее НБРК) (16 рукописей, из них одна на латинском и одна на греческом языках), Музее изобразительных искусств Республики Карелия (2 рукописи), Пудожском историко-краеведческом музее (3 рукописи), музее Северного Приладожья (г. Сортавала) (2 рукописи) и Валаамском научно-исследовательском церковно-археологическом и природном музее-заповеднике (о. Валаам) (3 рукописи). Некоторые из этих рукописей хранились до революции в Олонецком епархиальном древлехранилище, Олонецком естественно-промышленном и историко-этнографическом музее, Олонецкой духовной семинарии, в библиотеках при Петропавловском соборе Петрозаводска и Петрозаводском архиерейском доме. Однако большинство рукописей поступило в указанные хранилища в XX-начале XXI в. – это либо экспедиционные находки, либо приобретения у частных лиц.
В задачу проекта входило подробное описание этих рукописей по следующей схеме: Шифр. Название рукописи. Датировка (в скобках указаны водяные знаки или штемпели). Почерк. Общее количество листов. Формат в долях листа и размеры книжного блока в сантиметрах. Сведения о переплете. Сведения о художественных элементах рукописи: инициалы, заставки, миниатюры, использование киновари и других красок. Содержание рукописи; для сборников – постатейное описание с заглавиями и начальными словами статей, указание научных и иных изданий памятника, определение его редакции. Характеристика нотации и описание музыкальных особенностей нотных рукописей. Записи. Литература, посвященная данной рукописи. Примечания о происхождении и местах хранения рукописи.
По времени написания рукописи распределяются следующим образом: XV век – 1; рубеж XV-XVI веков – 3; XVI век – 21; рубеж XVI-XVII веков – 4; XVII век – 23; рубеж XVII-XVIII веков – 12; XVIII век – 65; рубеж XVIII-XIX вв. – 8; XIX век – 49; XX век - 38. В коллекциях представлены богослужебные рукописи, сборники литературного содержания, помянники, крестьянские записные книжки, сборники заговоров, списки покаянных и духовных стихов и разнообразный другой материал.
Наиболее ранней рукописью карельских коллекций является список Псалтири с восследованием (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 20). Рукопись уверенно датируется 80-ми гг. XV в., писана полууставом на 386 листах. Как Псалтирь с восследованием рукопись позволяет идентифицировать запись о ее продаже («Продал сию книгу Псалтирь со воследованием…», л. 1-11), хотя в современном состоянии она содержит только следованную часть (службы общие господским и богородичным праздникам, каноны, тропари и кондаки, статьи из патериков, молитвы и т.д.).
Рубежом XV-XVI веков датируются следующие рукописи: 1) Торжественник общий (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 30); 2) Паренесис Ефрема Сирина (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 48); 3) Сочинения Ипполита, папы римского: Сказание о Христе и антихристе и толкования на книгу пророка Даниила (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 74). Особый интерес среди этих рукописей представляет список сочинений св. Ипполита. Рукопись написана полууставом в конце XV-начале XVI в., форматом в 4-ку, на 179 листах. Списки этих сочинений (как единый корпус) довольно редки, не случайно в XIX в. петрозаводская рукопись упоминалась учеными, изучавшими славянские переводы сочинений св. Ипполита (И.Срезневским, Г.Н.Бонвечем). Состав данной рукописи очень близок рукописи 1519 г. из Волоколамского монастыря, описанной И.Срезневским (см.: Срезневский И. Сказания об антихристе в славянских переводах с замечаниями о славянских переводах св. Ипполита. СПб., 1874. С. 35-37). По сравнению с волоколамской рукописью, в нашем списке недостает только толкований на 13-ю главу книги пророка Даниила («О Сусанне и о обою старцу...»). Не исключено, что и наша рукопись имеет волоколамское происхождение. В 1730 г. рукопись была приобретена выговским книжником Леонтием Федосеевым, о чем свидетельствует запись на внутренней стороне верхней крышки переплета: «1730-го года февраля 12 дня куплена сия книга Л.Ф-м (Леонтием Федосеевым. – А.П.), а дана 26 алтын, 4 деньги». Вероятно, именно Леонтий Федосеев подверг текст значительной правке: на многих листах рукописи, на полях и над строками, содержатся многочисленные глоссы (чернилами, реже – киноварью). Глоссы, относящиеся к Сказанию о Христе и антихристе, отмечают главным образом отличия этого сказания от другого сочинения об антихристе, приписываемого св. Ипполиту и вошедшего в состав печатного «Соборника» (М., 1647. Л. 120-140): «От зде в Соборнике несть» (л. 8), «Сие в Соборнике» (л. 11 об.), «Сие в Соборнике имеется, но не тако» (л. 17) и т.п. Глоссы на л. 91 об.-121 представляют собой редакторскую правку текста, иногда она касается грамматических форм, иногда дает новые лексические варианты, а в отдельных случаях переделаны целые фрагменты текста. Вероятно, эта правка была внесена для последующей переписки текста в Выговском монастыре. Такая работа выговских книжников по редактированию древних памятников известна и на другом материале (см.: Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь: литература и духовная жизнь: В 2 т. М., 2002. Т. 1. С. 96-100).
Большинство рукописей XVI века являются богослужебными: Триодь цветная (3 списка: КГКМ, № 20839; НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 57, 60), Триодь постная (НАРК, ф. 889. оп. 1, д. 21), Псалтирь с восследованием (2 списка: КГКМ, № 20840; НБ ПетрГУ, без шифра), Псалтирь (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 83), Евангелие (2 списка: НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 7; НБРК, № 345557), Апостол (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 8), Октоих (гласы 1-4 – музей «Кижи», КП-4891; гласы 5-8 - НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 47), Сборник служб избранным святым и праздникам на январь-апрель (НБРК, № 1170675), Минея праздничная с дополнениями из Триоди (НБ ПетрГУ, без шифра), Сборники певческие на крюковых нотах, включающие Ирмологий, Праздники, Обиход и другие богослужебные тексты (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 43, 44; НБ РК, № 165794) и т.д.
Единственным литературным сборником XVI века является рукопись на 270 листах, содержащая слова и жития святых, расположенные в календарном порядке (музей «Кижи», КП-4890). По своему составу сборник близок минейным торжественникам, но имеет ряд отличий от них. Отметим некоторые статьи, входящие в состав этого сборника: Сказание о Борисе и Глебе (л. 183–192 об.), Житие Савватия Соловецкого в IV Краткой редакции (л. 268-270 об.), по классификации С.В.Минеевой (Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких (XVI – XVIII вв.). М., 2001. Т. 2. С. 373-378), отдельные чудеса Зосимы и Савватия Соловецких из тех циклов, которые С.В.Минеева называет «чудесами Вассиана» и «новосотворенными чудесами» (л. 245-250 об., 265-267 об.) (Там же. С. 73–76, 81–83, 427-428). На л. 254 об.-264 в той же рукописи располагается достаточно редкий в рукописной традиции и малоизученный памятник «Слово некоего отца духовнаго учително ко дщери своей Анастасие». В научной литературе высказывалось мнение, что автором этого сочинения является Зосима Ворбозомский (ум. 1550 г.), ученик Корнилия Комельского, основавший Ворбозомский монастырь под Белоозером. Памятник был опубликован в 1862 г. К.И.Невоструевым по списку XVI века (ГИМ, Синодальное собрание, № 321).
Рукописи XVII-XX вв. содержат гораздо больше литературного материала. В состав рукописей этого времени входят жития Александра Свирского (2 полных списка и фрагмент из жития), Варлаама Керетского, Трифона Печенгского, митрополита Филиппа, Германа Соловецкого, Прокопия и Иоанна Устюжских, Петра и Февронии Муромских, повести о прении живота и смерти, о царе Аггее (2 списка), об Иуде предателе, о Димитрии Басарге и о сыне его Борзосмысле (3 списка), о видении Антония Галичанина, о Тимофее Владимирском, о видении некоему мужу духовну Терентия, о царице Динаре, о царице и львице, «Чюдо Пресвятыя Богородицы во Святей горе в монастыре в Ватопеде», «Повесть зело страшна о некоем юноше, оболченнем в чернечески и паки отвержше», «Сказание о царе Иоанне Василиевиче, како казни людей Великаго Новаграда», Сказание о двенадцати снах царя Мамера, Летописец Соловецкий (2-й Пространной редакции), «Зерцало духовное, в немже изображение грехов и страстей» (1652 г.), выписки из Пролога, Пчелы, Измарагда, Стоглава, Великого Зерцала, Русского Хронографа в редакции 1617 г. Должны быть отмечены списки греческих учительных и богословских сочинений: Маргарит (вторая половина XVI-начало XVII в.), Лествица Иоанна Синайского (XVI в.), Богословие Иоанна Дамаскина (XVII в.). Апокрифическая литература представлена списками Сказания отца нашего Агапия, Послания Пилата к Тиберию, Мучения Никиты, Откровения Мефодия Патарского, Беседы трех святителей, Сказания о двенадцати пятницах, Свитка Иерусалимского знамения, Сна Богородицы, Извещения от ангела Божия Макарию Египетскому, Страстей Христовых. Имеются списки сочинений Митрофана Воронежского («Духовное завещание», 1693 г.), Димитрия Ростовского («Послание к иереям», 1704-1705 гг., сборник проповедей), Феофилакта Лопатинского («Обличение неправды раскольнической», 1723 г.), Феофана Прокоповича («Показание прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в мире великаго Антихриста», 1735-1736 гг.).
Весьма велико число старообрядческих рукописей в карельских коллекциях. Интересным памятником ранней старообрядческой письменности является «Жалобница» поморских старцев против самосожжений 1691 г. Единственный известный в настоящее время список этого сочинения входит в состав сборника-конволюта XVI-XVIII вв., хранящегося в музее «Кижи» (КП-219/2, л. 118-135). «Жалобница» была открыта, опубликована и прокомментирована по кижской рукописи Н.С.Демковой, которая пришла к выводу, что памятник был создан в том же литературном центре, что и «Отразительное писание» против самосожжений Евфросина (Демкова Н.С. Из истории ранней старообрядческой литературы. V. «Жалобница» поморских старцев против самосожжений (1691 г.) // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 48-61). Авторами «Жалобницы» являются «поморские старцы», сотрудники Евфросина инок Мина и Галактион, а также юродивый Андрей и инок Иринарх. На следующих после «Жалобницы» листах в кижской рукописи расположены другие старообрядческие тексты конца XVII в. против самосожжений, которые также были кратко упомянуты Н.С.Демковой, но опубликованы не были. На л. 136-158 об. размещается подборка выписок из Священного Писания и святоотеческих творений о греховности самоубийства (нач.: «Евангелие повседневное от Иоанна, зачало 35-е…», всего 46 выписок). Далее, на л. 160-164 об. и 168-191 об., находятся два старообрядческих сочинения против самосожжений (начало первого: «Благословен Бог, вся премудростию сотворивый, иже всем человеком хощет спастися и в разум истинный приити»; начало второго: «Всяк христианин верует во Христа, Сына Божия»), очень близкие «Жалобнице» по сути излагаемых в них идей. В состав карельских рукописей входят и некоторые другие старообрядческие сочинения XVII в., но в отличие от представленного корпуса их рукописная традиция очень богата: Пятая челобитная царю Алексею Михайловичу протопопа Аввакума (КП-4747, конец XVIII в., список без начала и конца); Пятая Соловецкая челобитная в краткой редакции (КГКМ, № 20841, XVIII в.); Послание о познании антихристовой прелести дьякона Федора Иванова в Выговской редакции (НБ ПетрГУ, без шифра, XIX в.).
Старообрядческая письменность XVIII-XIX вв. представлена в наших коллекциях преимущественно рукописями выговского происхождения. Как известно, после закрытия Выго-Лексинского монастыря в 1850-е гг. выговская библиотека была перевезена в Петропавловский кафедральный собор Петрозаводска. Описание библиотеки было составлено Е.В.Барсовым (Барсов Е.В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. СПб., 1874). Дальнейшая судьба библиотеки драматична: как единое собрание она не сохранилась и долгое время считалась утраченной. Лишь в 1980-1990-е гг. Е.М.Юхименко удалось разыскать в разных российских собраниях более 70 рукописей из выговской библиотеки - треть от того, что описал Е.В.Барсов.
Шесть рукописей из выговской библиотеки, описанной Е.В.Барсовым, хранятся сейчас в Петрозаводске (НАРК). Причем принадлежность пяти из них этой библиотеке была установлена в ходе выполнения настоящего проекта.
Наиболее ранней из них является уже отмеченный выше список сочинений Ипполита папы римского с глоссами Леонтия Федосеева. Другая интересная рукопись из выговской библиотеки представляет собой сборник-конволют на 202 листах, в 4-ку, конца XVII-начала XVIII в. и конца XVIII в. (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 66). Сборник включает ряд популярных в Древней Руси житий, сказаний и повестей: Житие Алексея человека Божия, Житие Александра Свирского (фрагмент), Повесть о царе Аггее, Сказание отца нашего Агапия, Слово Палладия мниха о втором пришествии Христовом и о Страшном суде, повести и «слова» из Сводного патерика, Великого Зерцала, Пролога, «Паренесиса» Ефрема Сирина и др. Данная рукопись принадлежала в XVIII в. петрозаводским купцам Петру и Егору Момсиным, а позднее Прокопию Горбушкину (владельческие записи 1787 и 1789 гг. на л. 1). В Выгорецкое общежительство книга была «пожалована» в 1805 г., о чем сообщает запись на том же листе. По всей видимости, на Выгу эта книга находилась и ранее, до того, как попасть к петрозаводским купцам: рукой выговского книжника Даниила Викулина переписаны оглавление и две статьи – одна из Великого Зерцала («О некоем клирике, иже в суеты и молвы житейския вдаде себе и от наказания недуга милосердою Богородицею избавися настоятельством хранителя своего ангела»), а другая из Пролога («Память по человеколюбию Божию падшаго праха от воздуха», 6 ноября) (л. 106-109).
Остальные четыре книги из Выговской библиотеки, также отмеченные Е.В.Барсовым, представляют собой певческие крюковые рукописи XVII-XVIII вв., включающие списки Ирмология, Обихода, Октоиха, Праздников и других богослужебных текстов (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 4, 11, 19, 26). Две из этих рукописей были созданы на Выгу в конце XVIII в. (д. 11 и д. 19): они написаны выговским полууставом, в их оформлении использованы инициалы, вязь и заставки выговского стиля; переплет обеих рукописей выговской работы.
Интересна также рукопись, изготовленная в Лексинском общежительстве в конце 1760-х гг. (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 73). Рукопись форматом в 4-ку, на 342 листах, содержит выписки из следующих книг: Минеи Четии Димитрия Ростовского (выписаны Житие мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (10 сентября); Житие Пульхерии царицы (10 сентября); Житие мученицы Анисии (30 декабря); Житие святой преподобной Ксении (24 января)), «Анфологион» Арсения Грека («Главизны поучительные» Нила Синайского, Стословец Геннадия и др.), «Диоптра» Виталия Дубенского, «Алфавит духовный» Исайи Копинского и др. О составлении сборника на Лексе свидетельствуют писцовые записи: «Написано ноября 30, 1767 году в Лексе» (л. 61); «Написано декабря 3 дня 1767 году в Лексе» (л. 73); «Написано слово сие в Лексе ноября 28-го, 767 году» (л. 87). Рукопись исписана разными почерками: раздельной скорописью (л. 2-274) и полууставом разных рук (л. 276-341 об.). Некоторые почерки напоминают те образцы почерков лексинских писиц 1780-х гг., которые опубликованы Е.М.Юхименко (Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь... Т. 2. Таблицы 60-75), хотя надежно отождествить их с какими-либо конкретными почерками довольно трудно.
Еще одна ценная выговская рукопись хранится в КГКМ (№ 1324/3). Эта рукопись на 568 листах, форматом в 4-ку, была написана в 1740–1750-е гг. известным выговским книжником Василием Даниловым Шапошниковым (1713–1783). Рукопись представляет собой сборник нравоучительных выписок (преимущественно из Священного Писания и Отцов Церкви), которые объединены в главы, расположенные по алфавиту (буквы С–Я, первая глава – «О самовластии», последняя – «О ярости», всего 79 глав). Сборник составлен, вероятно, по образцу древнерусских алфавитных сборников – типа «Альфы и Омеги» и «Зерцала духовного». Как явствует из записей на припереплетных листах, наша рукопись – это только один (последний) том в четырехтомнике (всего в 4 томах должно содержаться 255 глав). К сожалению, судьба других 3 томов нам не известна. Впрочем, следует отметить, что в выговской библиотеке хранилась рукопись со следующими начальными словами (заглавие оглавления): «Описание собранным по алфавиту вкратце от священных писаний и апостольских преданий и отеческих поучений обретающимся в книге сей вещем» (современное местонахождение не известно) (Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь... Т. 2. С. 390. № 119). Это тоже былалфавитный сборник, содержавший статьи на буквы Д–Л. Не исключено, что он является 2-м томом того же четырехтомного собрания, к которому относится и наш сборник. Весьма вероятно, что Василий Данилов был составителем, а не простым переписчиком этого компилятивного сочинения. Многие листы между главами в нашем сборнике оставлены чистыми. Создается впечатление, что не все выписки были сделаны единовременно и что Василий Данилов оставлял место для возможных дополнений к каждой главе.
Большой интерес представляет выговское благодарственное письмо, хранящееся в НБ ПетрГУ (без шифра). Письмо написано характерным выговским полууставом, датировано 10 ноября 1819 г., адресовано петрозаводчанину Х.П.Костину, подписано настоятелем Выговского монастыря Кириллом Михайловым (был настоятелем в 1809-1825 гг.) и другими выговцами. В этом письме выговские старообрядцы благодарят Х.П.Костина и его близких за оказанную монастырю «милостыню» – присланные «больничным сиротам» 15 кулей муки, 5 кулей гороха и 5 кулей пшена. Подобные источники – благодарственные письма выговцев XVIII-первой половины XIX в. – в обилии представлены и в других коллекциях, что свидетельствует о высокой культуре благодарения на Выгу.
На Выгу были созданы и некоторые другие рукописи из карельских коллекций. Они не имеют выговских писцовых записей и подписей, но по палеографическим признакам могут быть надежно отнесены к выговской книжно-рукописной традиции: 1) НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 37: Поморские ответы, первая половина XVIII в.; 2) НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 51: Житие Александра Свирского, вторая половина XVIII в.; 3) НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 69: Сборник разрозненных материалов XVIII в.; 4) НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 1: Ирмологий с розниками на крюковых нотах, 1820-е гг.; 5) НАРК, ф. 889, оп. 1. д. 24: Стихирарь месячный и фрагменты Обихода на крюковых нотах, вторая половина XVIII в.; 6) НАРК, ф. 889, оп. 1. д. 45: Праздники на крюковых нотах, первая половина XVIII в. Кроме того, выговским почерком написано оглавление в одной из самых ранних рукописей карельских коллекций – в Торжественнике конца XV-начала XVI в. (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 30). Эта рукопись содержит и незначительную правку текста, также выполненную выговским почерком.
Старообрядческая книжность представлена в наших хранилищах не только выговскими, но и странническими рукописями, хотя их гораздо меньше – всего три. Странническое согласие оформилось как самостоятельное направление внутри староверия к 60-м гг. XVIII в. Одним из центров страннической культуры на Севере являлось Каргополье. По всей видимости, наши страннические рукописи имеют именно каргопольское происхождение – по своим палеографическим особенностям они очень близки странническим рукописям из Каргопольского собрания БАН. Две рукописи представляют собой сборники (КГКМ, № 25455 – середина XIX в.; НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 36 - конец XIX-начало XX в.), содержащие наряду с выписками из Пролога, Великого Зерцала и патериков собственно страннические сочинения. К сожалению, поздняя странническая литература изучена в настоящее время очень мало, поэтому найти какие-либо сведения об этих сочинениях или другие их списки пока не удалось. Все эти сочинения компилятивны, представляют собой свод выписок из разных святоотеческих, древнерусских и старообрядческих сочинений (Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, Максима Грека, Андрея Денисова и многих других), скрепленных авторскими комментариями. В сочинениях развиваются традиционные для страннической литературы темы осуждения записавшихся в «раскольники», бегства из мира, исповедания веры перед властями, принятия милостыни или отказа от нее, излагается история страннического согласия. Сборник КГКМ, № 25455 включает кроме того популярное у странников старообрядческое аароновское сочинение «Архангелогородские ответы».
Еще одна странническая рукопись (музей «Кижи», КП-4762, 262 л.) содержит авторское сочинение первой четверти XX в., озаглавленное: «Выписки из Священнаго Писания о падении церковном и о ея разделении на разныя общества и о разных церковных вопросах». Свое имя автор обозначил так – «старец С.Е.». К сожалению, узнать, кто скрывается за этими инициалами, пока не удалось. Это пространное компилятивное сочинение состоит из двух частей, каждая из которых делится в свою очередь на ряд глав. Здесь излагается история «падения» Церкви, как его понимает старообрядческий книжник, начиная с древнейших ересей и борьбы с ними на вселенских соборах и заканчивая современным автору состоянием российской церкви. Автор подробнейшим образом характеризует все направления и течения в старообрядческом движении, посвящая каждому из них отдельную главу. Источники, на которые опирается автор в своих исторических разысканиях, исчисляются многими десятками: библейские и святоотеческие сочинения, деяния вселенских соборов, патерики, Пролог, жития святых в редакции Димитрия Ростовского, Кириллова книга, Книга о вере, Кормчая, Русский хронограф, Соборник (М., 1647), научные исследования В.Малинина, С.А.Белокурова, А.К.Бороздина, А.С.Пругавина, А.П.Щапова, И.Ф.Нильского, Н.И.Ивановского, Ф.В.Ливанова, И.К.Пятницкого и т.д.
Весьма интересной в карельских коллекциях является подборка певческих рукописей XVI-XIX вв. на крюковых нотах – таких рукописей 25. Некоторые из них уже упоминались выше. Отметим певческий сборник, представляющий особую научную ценность благодаря входящему в его состав тексту в роспеве Ивана (Исайи) Лукошко («Ипакои воскресны на осмь гласовъ Лукошкова переводу») (НАРК, ф. 889, оп.1, д. 33, первая половина XVII в.). В этот же сборник входит большой корпус покаянных стихов.
Лицевая рукопись в составе карельских коллекций всего одна – это сборник северодвинского происхождения на 207 листах, написанный полууставом в 1810-е гг. (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 13). Сборник содержит повести из патериков, Пролога, Великого Зерцала, выписки из Альфы и Омеги, Слово Палладия мниха о втором пришествии, Повесть о прении живота и смерти и многие другие статьи. Почти для каждой статьи написаны миниатюры – от одной до нескольких десятков (всего 105 миниатюр, некоторые из них на разворачивающихся склеенных листах). Наибольшее число миниатюр иллюстрируют евангельскую притчу о приглашенных на пир (38 миниатюр) и Слово Палладия мниха о втором пришествии (23 миниатюры). На большинстве миниатюр изображены адские мучения грешников, картинки имеют однотипные подписи: «Сия мука клеветником», «Сия мука татем», «Сия мука тщеславным», «Сия мука лихоимцем», «Сия мука волхвом», «Сия мука блудником» и т.п. Лицевые северодвинские рукописи, выполненные в той же художественной манере и возможно даже тем же рисовальщиком, хранятся и в других рукописных собраниях. Нашей рукописи особенно близка рукопись ИРЛИ, Северодвинское собр., № 152. Созданные одним писцом и художником, они практически идентичны по составу статей и сюжетам миниатюр.
Ценным источником является коллекция заонежских помянников, хранящаяся в КГКМ – 32 рукописи XVII-XIX вв. Рукописи небольшого формата - в 8-ю, 16-ю и 32-ю долю листа, все эти помянники принадлежали крестьянам, проживавшим на о. Кижи и в соседних поселениях (деревни Корба, Потаневщина, Кургеницы, Боярщина, Шлямино и т.д.). Данные источники интересны для изучения местной ономастики, топонимии, истории заонежских крестьянских родов. Важно напомнить в этой связи, что заонежский полуустров прославился своими сказителями, певцами былин. Так, в одном из помянников упоминается крестьянин деревни Шлямино Елустафий Федоров – отец легендарного сказителя Ильи Елустафьева (№ 1359/28). В некоторых помянниках упоминаются также монахи и настоятели находившегося неподалеку от о. Кижи Клименецкого монастыря, перечень же имен преставившихся иногда начинается с «началника Ионы схимника» - основателя этого монастыря Ионы Клименецкого (№ 1359/9 и др.).
В последние годы внимание археографов все чаще привлекают крестьянские семейные библиотеки и архивы. Часть семейной библиотеки, принадлежавшей заонежским крестьянам Корниловым (из деревни Кургеницы Медвежьегорского района Карелии, близ острова Кижи), сравнительно недавно, в 1990-е гг., была приобретена музеем «Кижи». Рукописная часть корниловской коллекция представляет большой интерес для изучения круга чтения севернорусских крестьян, их духовной культуры и быта. Содержание ее весьма разнообразно: от рукописных сборников XVII-XIX вв., включающих древнерусские повести, жития святых, поучения, - до отдельных разрозненных листочков первой половины XX в., на которых записаны тексты молитв, хозяйственные рекомендации, стихи русских поэтов XIX в. В состав коллекции входят записные книжки Корниловых, чертежи земельных участков, постановления сельского схода, описания пашни и покоса и многое другое.
Среди рукописных статей корниловской коллекции выделяется особая группа прогностических и магических текстов – заговоров, неканонических молитв, лечебников, травников, сочинений по астрологии, физиогномике и т.д. Испокон веков подобные тексты составляли на Руси сокровенное, «отреченное» знание, запрещались церковью, но все равно читались и пользовались неизменным авторитетом. Важно отметить, что старинные «отреченные» тексты не просто хранились Корниловыми как память о предках, но, несомненно, использовались ими в их повседневной крестьянской жизни вплоть до начала 1940-х гг. Доказательством тому служат рукописи, написанные Г.П.Корниловым и изобилующие подобными текстами. Более того, судя по сохранившимся автографам Г.П.Корнилова, «отреченные» тексты составляли едва ли не главный его читательский интерес. Эти тексты позволяли ему предсказывать погоду, лечить недуги, оберегать скот от порчи, добиваться расположения соседей и начальства и т.д.
Некоторые тексты были выписаны Г.П.Корниловым из старинных рукописей. Так, в составленный им в 1911 г. сборник, который озаглавлен «Духовные молитвы», Корнилов включил молитву-заговор «идущему ко власти» (КП-4261/6, л. 3-6). Этот текст слово в слово был переписан им из принадлежавшего ему же сборника заговоров рубежа XVII-XVIII вв. (КП-4261/1, л. 4 об.-8 об.). Апокрифическая молитва архангелу Михаилу (КП-4261/6, л. 8-9) была списана Корниловым из полууставной рукописи его отца П.И.Корнилова (КП-4861). Не исключено, что именно Г.П.Корнилову принадлежал и рукописный сборник-конволют XVI-XVIII вв. (КП-219/2), который был приобретен музеем «Кижи» еще в 1973 г., задолго до поступления корниловской коллекции. Об этом сборнике, включающем «Жалобницу» поморских старцев, уже шла речь выше. В музее «Кижи» было известно, что эта рукопись происходит из деревни Кургеницы (она поступила от жителя этой деревни И.А.Прохорова), но никто никогда не связывал ее с фамилией Корниловых. Сейчас можно смело утверждать, что рукопись была известна Г.П.Корнилову, а возможно даже была его собственностью. Г.П.Корнилов сделал из нее выписки; примечателен опять-таки подбор текстов: апокрифическое «Мучение Никиты» (КП-4261/6, л. 12-19 об.), «Молитва, когда гром бывает» (КП-4261/6, л. 8; КП-4862, л. 3 об.) и календарный текст «Семен день против марта месяца…» (КП-4862, л. 3 об.-4 об.).
Особый интерес Г.П.Корнилов проявлял к использованию трав в лечебных и магических целях. В библиотеке Г.П.Корнилова имелся список травника конца XVIII в. (КП-4281/1), включающий описание 130 трав и являющийся, по наблюдениям А.Б.Ипполитовой, одним из самых больших по объему среди известных сегодня списков памятника. Вероятно, впервые эта рукопись привлекла внимание Г.П.Корнилова, когда ему было всего 15 лет, в 1904 г., на что указывает запись на форзаце: «1904 года. Сия книга принадлежит крестьянину Григорию Петрову г-ну Корнилову». В начале XX в. Г.П.Корнилов переписал этот травник и дополнил его 9 новыми статьями из неизвестного протографа (КП-4281/2). Позднее, в 1910-1911 гг., он сделал еще один список, в котором число статей возросло до 161 (КП-4261/25). Как отмечает А.Б.Ипполитова, тексты о некоторых растениях известны только по корниловским спискам: таковы статьи о травах «пруг», «невидим», «царь-трава», «полкан» и др. Эти три списка составляют особый тип народных травников, который исследовательница назвала «заонежским» (статья А.Б.Ипполитовой помещена в Каталоге в соответствующем разделе). Список травника, включающий 161 статью, соседствует в рукописи с лечебником, также переписанным рукой Г.П.Корнилова и состоящим из 39 глав. Здесь предлагаются рецепты от различных болезней, на случаи семейной измены, дается описание лечебных свойств серебра, серы и других веществ.
Интересовался Г.П.Корнилов и текстами астрологического содержания. В состав корниловской коллекции входит сборник конца XVII-начала XVIII в. (КП-4183), содержащий статьи «О зодеях», «О седми звездах великих», «О лунном ходу», «Книга глаголемая печать царя Соломона» (включает главы «о небесех» и «о небеси и планитах небесных»). Вероятно, в распоряжении Корнилова были и другие рукописные и печатные книги подобного содержания, поскольку из какого-то иного источника он переписал в начале XX в. «Сказание о лунах» и «Сказание о громе» (Громник). На отдельных листочках рукой Корнилова переписаны «Народные приметы»: характер погоды определяется здесь «по солнцу», «по луне», «по звездам», «по воздушным явлениям» и «по животным».
Особым жанром крестьянской письменности XVIII-XX вв. являются записные («памятные») книжки, которые включают обычно приходно-расходные записи, черновики писем, долговые пометы, фенологические наблюдения, деревенские песни, заговоры и т.д. В кижской коллекции Корниловых хранятся 3 такие книжки, содержащие автографы представителей нескольких поколений этой семьи. Одна из этих книжек составлена И.И.Корниловым около 1872 г. (КП-4261/8), другую книжку в 1910-1920-е гг. вел Г.П.Корнилов (КП-4862). Еще одна книжка была начата в 1860-е гг. братьями Андреем, Петром и Иваном Ивановичами, в 1910-1930-е гг. продолжена Г.П.Корниловым, а самые поздние записи в ней, сделанные Н.Г.Корниловой, датируются 1950-ми гг. (КП-4261/7). На последнем листе этой книжки Н.Г.Корнилова не без гордости сообщила: «Этой книге девяносто семь лет (97 лет), рода Корниловского».
Корниловские записные книжки включают сведения о посеве овса и ржи в разные годы, об именинах и смерти родственников, о различных достопамятных событиях в семейной и деревенской истории, выписки из различных книг. Большое место в «памятных» книжках отведено и текстам гадательным, магическим, прогностическим. Так, И.И.Корнилов включил в свою книжку «Таблицу» с перечнем 33 дней в году, «которых всякому человеку беречься должно». В другой книжке (КП-4261/7) рукой Г.П.Корнилова записаны заговоры «от тоски» для коровы, на рождения телят, «для объезживания лошадей», врачебные рекомендации из лечебника. В этой же рукописи приводится несколько пословиц на тему лени. Почти целиком из заговоров и других магических текстов состоит записная книжка Г.П.Корнилова 1910-1920-х гг. (КП–4862). Корнилов включил сюда «отпуск для скота», заговоры от падежа скота, при родах, на уженье рыбы, «чтобы быть любимому всеми» и другие (два заговора в конце рукописи записано уже Н.Г.Корниловой). С текстами заговоров соседствуют описания магических свойств разных камней, а также «талисманы» «от лихорадки», «для успеха на войне», «от зубной боли», «на счастливую торговлю», «на игру или на счастье» и т.д. Вероятно, некоторые магические тексты были заимствованы Г.П.Корниловым из различных печатных изданий XIX-начала XX в., которые присылали в Кургеницы петербургские родственники. Однако большинство текстов почерпнуто все же из старых рукописей и устной заонежской традиции – и в этом их несомненная ценность.
Возвращаясь к общей характеристике карельских коллекций, необходимо сказать несколько слов о писцовых и владельческих записях в рукописях. Записи свидетельствуют о том, что абсолютное большинство рукописей имеют местное севернорусское происхождение (упоминаются Олонец, Петрозаводск, Повенецкий уезд, Кенозерская, Великогубская, Шуерецкая волости, Сумский острог и т.д.). Рукописей из монастырских библиотек сравнительно немного: имеются рукописи из библиотек Соловецкого (НБРК, № 1170675), Муромского на Онежском озере (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 22), Троицкого Сунского (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 20) монастырей. Владельческие записи в рукописном Маргарите конца XVI-начала XVII в. (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 23) позволяют проследить судьбу этой книги с 20-х гг. XVII в. до второй половины XIX в. До 1626 г. рукопись принадлежала ростовскому попу Пантелею Корытову, затем была продана в Ярославль. Запись 1674 г. сообщает о продаже книги ярославским попом Павлом жителю Каргополя Лаврентию Иродионову, который в свою очередь передал ее в каргопольский Спасо-Преображенский монастырь. В 1794 г. эту рукопись читал послушник Спасо-Преображенского монастыря Иван Андреевич Кириллов (1776-1850), который впоследствии принял постриг под именем Иллариона, в 1807-1823 гг. являлся строителем Коневского монастыря, а в 1823-1850 гг. - архимандритом Тихвинского монастыря, был автором многих опубликованных сочинений духовной тематики. Самая поздняя запись в рукописи, вновь сообщающая о ее принадлежности Спасо-Преображенскому монастырю, датируется 1870 г.
Необходимо отметить, что в Петрозаводск в XIX-начале XX в. попали и другие рукописи, связанные историей своего бытования с Каргополем. Каргопольские владельческие записи содержатся в рукописях НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 41 (Богословие Иоанна Дамаскина, XVII в.), НБ РК, № 306022 (Чины погребения мирян, младенцев и чин исповеди, нач. XIX в.), НБ РК, № 165794 (Ирмологий, розники и праздники на крюковых нотах, XVI в.). Рукописный Октоих (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 47) был переписан каргопольским писцом Федотцем Ивановым Прытким в 1580 г. («Лета 7088 мая в 21 день. Сия книги глаголемыя Охтайца дописал трецят тетратей Федотец Иванов сын Прыткой...» (л. 398 об.)). Рукой этого писца написаны и другие богослужебные рукописи, хранящиеся сейчас в собрании Погодина РНБ: Минеи служебные на октябрь (1579 г.), на март (1577 г.), на ноябрь (1581 г.), на январь (1570-1580-е гг.). Каргопольское происхождение скорее всего имеют, как уже было отмечено выше, и страннические рукописи.
Карельские коллекции рукописей содержат, таким образом, весьма разнообразный и богатый материал по истории и духовной культуре Олонецкого края.
Главным итогом нашей работы является составление сводного каталога: «Памятники книжной старины Русского Севера. Коллекции рукописей XV-XX веков в государственных хранилищах Республики Карелия» (СПб.: «Дмитрий Буланин», 2010). Каталог состоит из следующих разделов: 1) Введение, в котором дается общая характеристика рукописных коллекций, отмечаются наиболее интересные рукописи; 2) Каталог, включающий сведения о 224 рукописях XV-XX вв. из 9 хранилищ Республики Карелия; 3) Публикация некоторых текстов из карельских коллекций (жития Трифона Печенгского и Варлаама Керетского, апокриф «Беседа трех святителей», старообрядческое сочинение конца XVII в. против самосожжений, выговское благодарственное письмо 1819 г. в Петрозаводск, травники, заговоры и другие магические тексты из рукописной коллекции крестьян Корниловых); 4) Указатели имен, географических названий, заглавий памятников, роспевов и нотаций.
The aim of the project was to study and describe manuscripts kept in public archives of Republic of Karelia. The research group prepared descriptions of 224 manuscripts (codices and single papers) of XV-XX centuries from 9 archives (National archive of Republic of Karelia, Karelian national museum of local lore, Kizhi museum, National library of Republic of Karelia, Scientific library of Petrozavodsk state university, Museum of fine arts of Republic of Karelia, Museum of local lore of Pudozh, Museum of North Priladozhye (Sortavala), Research church and archeological reserve museum of Valaam).The collections include liturgical manuscripts (including song manuscripts), literary works, Old Believer polemical works, “memory” books of peasants, obituaries, herbal books, and another material. The manuscripts, written mainly on the territory of Olonetskaya province, include the material that is valuable for studying history and spiritual culture of the region. In a course of the project implementation manuscripts from the libraries of Solovetskiy, Muromsko-Onezhskiy, Troitsko-Sunoretskiy, Spaso-Preobrazhenskiy Kargopol’skiy, and Vygo-Leksinskiy Old Believer monasteries were discovered. Autographs of many North-Russian scribes – Fedots Ivanov Prytkoi from Kargopol’, Kozma Efremov Chyusov from Olonets, Vygovskie Old Believers Vasiliy Danilov Shaposhnikov, Daniil Matveev, Leontii Fedoseev, Kirill Mikhailov and others - were found. Karelian collections contain a number of Old Russian hagiographies, narratives, and apocryphal stories: Lives of Alexandr Svirskiy, Varlaam Keretskiy, Trifon Pechengskiy, Metropolitan Filipp, German Solovetskiy, Prokopiy and Ioann Ustyuzhskie, Petr and Favronia Muromskie, narratives about the controversy between Life and Death, Czar Aggey, Dimitriy Basarga and his son Borzosmysl, Timofey Vladimirskiy, about Queen Dinara, about a queen and a lioness, Talk of three sanctifiers, and etc. Textological analysis of the Old Russian manuscripts was carried out, their redactions were determined, some of them were prepared for printing and compiling in a catalogue. Old Believer manuscripts of XVII-XX centuries were investigated: works against self-immolation written at the end of XVII century, Vygovskie essays of XVIII century, strannicheskie texts of XIX-XX centuries. Description of the collection of obituaries of Zaonezhye (32 manuscripts of XVII-XIX centuries) was prepared. Compiled by Zaonezhye peasants who lived in the settlements of Kizhskiy archipelago, these sources provide material valuable for studying local toponymy and history of the peasants generations. The only illuminated manuscript of the Karelian collections – the Severodvinskiy book with 105 miniatures of the beginning of XIX century – was examined in details. Description of 25 song manuscripts of XVI-XIX centuries was made. The codex of the first half of XVII century, including Sunday Hypakoe for 8 voices with chant of Ivan Lukoshko is of the greatest interest among these song manuscripts. The main result of the project implementation is compiling of a catalogue «Manuscripts of XV-XX centuries in public archives of Republic of Karelia: Catalogue. Texts”. Members of the research team have already written 18 articles (9 of them were published), participated with 13 reports in 8 conferences in Moscow, Saint-Petersburg, Vologda, and Kargopol’.